Основы UML - Модель и ее элементы

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Основы UML
Способы применения UML
Модель и ее элементы
Диаграммы
Диаграммы - Классификация
Диаграммы - Диаграмма классов
Диаграммы - Диаграмма прецендентов
Диаграммы - Диаграмма объектов
Диаграммы - Диаграмма деятельности
Диаграммы - Диаграмма последовательности
Диаграммы - Диаграмма размещения
Диаграммы - Диаграмма пакетов
Все страницы

Модель и ее элементы

Модель UML это конечное множество сущностей и отношений между ними. Сущности и отношения модели это экземпляры метаклассов метамодели. Метакласс – это класс, экземплярами которого являются классы.

Рассматривая модель UML с наиболее общих позиций, можно сказать, что это граф, в котором вершины и ребра нагружены дополнительной информацией и могут иметь сложную внутреннюю структуру. Вершины этого графа называются сущностями, а ребра отношениями.

Сущности

Для удобства обзора сущности в UML можно подразделить на четыре группы:

·         структурные;

·         поведенческие;

·         группирующие;

·         аннотационные.

К структурным сущностям относят следующие:

·         Класс – описание множества объектов с общими атрибутами и операциями.

·         Интерфейс – множество операций, которое определяет набор услуг (службу), предоставляемых классом или компонентом.

·         Действующее лицо, актер – сущность, находящаяся вне моделируемой системы и непосредственно взаимодействующая с ней. Им может быть как человек, как и другая система.

·         Вариант использования, прецедент – описание последовательности производимых системой действий, доставляющей значимый для некоторого действующего лица результат.

·         Компонент – физически заменяемый артефакт, реализующий некоторый набор интерфейсов.

·         Узел – физический вычислительный ресурс.

Приведенная классификация не является исчерпывающей. У каждой из этих сущностей есть различные частные случаи и вариации.

Основных поведенческих сущностей всего две: состояние и деятельность.

·         Состояние – период в жизненном цикле объекта, в котором объект удовлетворяет некоторому условию, выполняет деятельность или ожидает события.

·         Деятельность – состояние, в котором выполняется работа, а не просто пассивно ожидается наступление события.

Группирующая сущность в UML одна – пакет.

Пакет – группа элементов модели (в том числе пакетов).

Аннотационная сущность тоже одна – примечание – зато в нее можно поместить все что угодно, так как содержание примечания UML не ограничивает.

Ниже в таблице приведена стандартная нотация в минимальном варианте для упомянутых сущностей.

Отношения

В UML используются четыре основных типа отношений:

·         зависимость;

·         ассоциация;

·         обобщение;

·         реализация.

Зависимость – это наиболее общий тип отношения между двумя сущностями. Отношение зависимости указывает на то, что изменение независимой сущности каким-то образом влияет на зависимую сущность. Графически отношение зависимости изображается в виде пунктирной стрелки, направленной от независимой сущности к зависимой. Как правило, семантика конкретной зависимости уточняется в модели с помощью дополнительной информации. Например, зависимость со стереотипом «use» означает, что зависимая сущность использует (скажем, вызывает операцию) независимую сущность.

Ассоциация – это наиболее часто используемый тип отношения между сущностями. Отношение ассоциации имеет место, если одна сущность непосредственно связана с другой (или с другими). Ассоциация может быть не только бинарной. Графически ассоциация изображается в виде сплошной линии с различными дополнениями, соединяющей связанные сущности. На программном уровне непосредственная связь может быть реализована различным образом, главное, что ассоциированные сущности знают друг о друге. Например, отношение часть – целое является частным случаем ассоциации и называется отношением агрегации.

Обобщение – это отношение между двумя сущностями, одна их которых является частным (специализированным) случаем другой. В UML отношение обобщения подразумевает выполнение принципа подстановочности: если сущность А (общее) суть обобщение сущности Б (частное), то Б может быть подставлено вместо А в любом контексте. Графически обобщение изображается в виде сплошной стрелки с треугольником на конце, направленной от частного к общему. Отношение наследования между классами в объектно-ориентированных языках программирования является типичным примером обобщения.

Отношение реализации используется несколько реже, чем предыдущие три типа отношений, поскольку часто подразумеваются по умолчанию. Отношение реализации указывает, что одна сущность является реализацией другой. Например, класс является реализацией интерфейса. Графически реализация изображается в виде пунктирной стрелки с треугольником на конце, направленной от реализующей сущности к реализуемой.



 

Добавьтe Ваш комментарий

Ваше имя (псевдоним):
Ваш адрес почты:
Заголовок:
Комментарий:

Комментарии, категория: "IT"

Интересное




Похожие материалы

Партнёры